На недавнем заседании Совета Федерации прозвучал острый сигнал из Приморья: сенатор Александр Ролик в очередной раз поднял наболевший для региона вопрос — о передаче ключевых автодорог к китайским пограничным пунктам в федеральную собственность. Инициатива не новая, но, по словам парламентария, уже давно перезрела,
Приморский край, находящийся на передовой торгового взаимодействия с Китаем, сегодня вынужден самостоятельно содержать трассы, по которым ежедневно проходят десятки тысяч тонн грузов. Это дороги к таким КПП, как «Пограничный», «Полтавка», «Краскино», «Турий Рог» и «Марково».
«Фактически это дороги федерального значения, но по документам они — наши. Мы их содержим, ремонтируем, а это бьёт по региональному бюджету», — отметил сенатор Ролик во время «Правительственного часа» в Совете Федерации, обращаясь напрямую к министру транспорта РФ Роману Старовойту.
По словам сенатора, только за последние два года на содержание и ремонт этих магистралей Приморский край потратил около 3,5 миллиарда рублей. А стоимость их комплексной реконструкции, согласно проектной документации, составляет более 30,5 миллиарда рублей — сумма, сопоставимая с годовым объёмом всего дорожного фонда региона.
«Очевидно, что региональный бюджет не справится с такой нагрузкой. А значит, тормозится развитие всей логистики на восточном направлении, которое сегодня особенно актуально», — подчеркнул Ролик.
Приморские власти уже не раз направляли обращения в Минтранс России, напоминая о необходимости передачи этих трасс на федеральный уровень. Эта инициатива нашла поддержку и в верхней палате парламента. Так, в мае 2023 года Совет Федерации принял постановление «О государственной поддержке социально-экономического развития Приморского края», где этот вопрос был отражён. Однако дальше слов дело пока не продвинулось.
Тем временем потоки грузов и туристов растут. Китай остаётся крупнейшим торговым партнёром России, и Приморье — один из важнейших мостов в этом направлении. Но без модернизации инфраструктуры регион рискует превратиться в бутылочное горлышко.
Сенатор убеждён, что положительное решение этого вопроса не только снимет часть нагрузки с местного бюджета, но и даст серьёзный импульс развитию восточной логистики, международной торговли и приграничного туризма.
«Это не просто региональный вопрос. Это вопрос федерального масштаба, связанный с геополитическими интересами России на Дальнем Востоке. Если мы всерьёз говорим об экономическом повороте на Восток — начинать надо с дорог», — заявил Ролик.
В числе дополнительных тем, поднятых сенатором, — реконструкция пунктов пропуска «Турий Рог» и «Полтавка». Эти направления, по его словам, требуют срочного обновления для повышения пропускной способности и создания комфортных условий для водителей и пограничных служб.
Ролик пообещал держать все эти вопросы на сенаторском контроле, подчёркивая, что без системной поддержки со стороны федерального центра развитие Дальнего Востока рискует остаться только в стратегических документах, но не в реальности.