☕ Новости Калуги и Обнинска
18 августа 2018

А был ли «мальчик»?...

13.04.12
А был ли «мальчик»?...

1 апреля в Липецке отменили льготный проезд пассажиров в маршрутках. Многие думали, что это шутка. Многие не думали ничего, уверенные в то, что если власти сделали такой подарок более ста тысячам горожан, то назад его не отберут.…

1 апреля в Липецке отменили льготный проезд пассажиров в маршрутках. Многие думали, что это шутка. Многие не думали ничего, уверенные в то, что если власти сделали такой подарок более ста тысячам горожан, то назад его не отберут.  

Напомним, с 1 февраля 2012 года в результате соглашения, достигнутого между администрациями Липецкой области, города Липецка и частными перевозчиками, федеральные и региональные льготники, имеющие право на приобретение единого социального билета (ЕСПБ), получили возможность использовать его не только в муниципальном транспорте, но и в коммерческих маршрутках. 

Но очень скоро ясно, что город оказался не готов к таким социальным подвигам. Ни водители маршруток, ни тем более городские и областные власти.

Первые, работающие за счет выручки, к такому мощному наплыву дополнительных пассажиров оказались не готовы ни морально, ни физически.  Ведь на их долю теперь выпала проверка документов у льготной  категории граждан. В связи с чем рейсы начали задерживаться, а обстановка в маршрутках накаляться. Немало конфликтов возникло и из-за путаницы на кого все же распространяется бесплатный проезд.

- Мы не ожидали такого массового наплыва льготников в коммерческие маршруты, - потом признается журналистам председатель департамента транспорта, дорог и благоустройства Липецка Николай Новиков. - Был потерян и "платный" пассажир: они были не в состоянии пользоваться переполненным льготниками транспортом.

Не выдержав такой дополнительной нагрузки, некоторые ушлые водители самовольно отменили данную льготу, ссылаясь на прошедшие выборы президента России.  Мол, выборы прошли, все, льгот больше нет. Кто-то из пенсионеров выходил из маршрутки и  оставался ждать муниципальный транспорт, сетуя на очередную мелкую подачку от государства. Некоторые проезд оплачивали.

- Льготный проезд в маршрутных такси никто не отменял, поэтому пассажирам не следует поддаваться на провокации недобросовестных водителей,  - успокаивал Новиков липчан и обещал разобраться с перевозчиками, на чьих маршрутах случились подобные инциденты. Позже, за грубое отношение к пассажирам и нежелание сажать льготников три человека были уволены.

Хотя, по человечески, водителей понять можно, так же отметил он. Не только они проявили «смекалку». После того, как ввели льготный проезд, их просто захлестнула целая волна поддельных и просроченных проездных документов. К сожалению, нашлись и ушлые липчане, быстро смекнувшие, что за поддельный ЕСПБ пассажиру ничего не грозит - его могут только высадить и отобрать этот документ. Так, только одних фальшивок в первые дни было изъято около 3 тысяч штук.

Еще три месяца назад, когда заключалось «джентльменское соглашение» между чиновниками и перевозчиками, планировалось, что бесплатный проезд 20-30% пассажиров не отразится на доходе маршрутного такси. Однако ожидания не оправдались. Перевозчики с первых дней начали терять деньги, в целом за два месяца каждый из предпринимателей остался в убытке почти на 1 миллион рублей. 

По данным мэрии, негативно отразилось на финансовом состоянии владельцев коммерческого транспорта и отсутствие обещанной властями компенсации. Так, уже отменено плановое обновление подвижного состава, возникли трудности с приобретением запчастей.  Чтобы совсем не усугублять ситуацию, предприниматели приняли решение приостановить перевозку льготников.

Первоначально планировалось, что расчёты властей с перевозчиками будут производиться по километражу пробега, так же как и с муниципальным транспортом . Сегодня компенсация для последнего составляет 83 миллиона рублей в год. А позже будет разработана региональная система персонифицированного учета перевозки льготников в маршрутках, которая позволит производить оплату за фактически выполненный объем работы.

Как вариант рассматривалось внедрение талонной системы: покупая ЕСПБ, льготники будут получать определённое число талонов, которыми будут рассчитываться с водителями, а те ими же отчитываться в конце смены перед начальством. По итогам месяца они будут предъявляться в Управление соцзащиты населения, которое после и будет перечислять маршруточникам компенсацию. Такая система уже работает в Белгороде, там каждому льготнику выдается на поездки в маршрутках по 27 талонов на месяц. Идеальным же вариантом для этой льготной программы Николай Новиков видит применение пластиковых карт.

В настоящее время в регионе действует 350 социально значимых маршрутов автомобильного пассажирского транспорта, в том числе 104 городских. Автобусы частных перевозчиков работают на 36 регулярных городских маршрутах и обслуживают почти половину пассажиропотока областного центра. Большинство маршрутов позволяют без пересадок добираться до отдаленных районов города. По некоторым из них муниципальный транспорт не ходит вообще.

По мнению Николая Новикова, причиной приостановки льготной программы является неготовность. Это и неготовность частных перевозчиков к большому наплыву льготников,  неготовность нормативных документов для встречи с областными структурами, которые должны были восполнить все убытки перевозчикам. И самое главное, неготовность выделить из бюджета области на 2012 год средства на компенсацию, поскольку в нем они изначально не предусматривались. Даже больше.  Дефицит региональной казны в 2012 году составил около 3 миллиардов рублей.

И тут возникает ряд вопросов. Если изначально было ясно, что с предпринимателями городу расплачиваться нечем, был ли смысл затевать эту котовасию? Почему не были обговорены многие важные моменты, а также вовремя учтены ошибки и исправлены возникающие в ходе действия программы недоразумения? Ведь еще в самом начале глава Липецка Михаил Гулевский заверил перевозчиков, что механизм компенсации субъектом Федерации перевозки льготников будет отрегулирован в ближайшее время, а учет проезда льготников усовершенствован.

Сейчас в Управление соцзащиты города и области поступает масса обращений о необходимости возврата льгот в коммерческий транспорт.  Если областная казна при планировании расходов на следующий год все же включит в бюджет региона траты на возмещение частным перевозчикам бесплатного проезда для льготников, то это произойдет не раньше мая 2013 года.

По оценке Николая Новикова, это будет стоить областному бюджету порядка 60 миллионов рублей в год.

Елена Леонская
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
X

*После отправки комментарий должен пройти модерацию

Имя

E-mail

Комментарий

Выбор редакции

Смотреть все «Новости» »
Комментарии Смотреть все Комментарии »
Первый баннер
Второй баннер
Третий баннер
Четвертый баннер

Sponsored content

X
Все Новости Новости Калуги Новости Обнинска Статьи Аналитика От первого лица Авторы Блоги Фоторепортаж Пресс-релизы Комментарии