☕ Новости Калуги и Обнинска
15 августа 2018

Игорь Федоров: «Зрителей не хватит на всех»

15.03.11

Полупустые залы кинотеатров — даже в выходные, даже на премьеру блокбастера — это подстерегающая нас объективная реальность. Времена, когда за билет в кино надо еще побороться, быстротечно уходят…

Полупустые залы кинотеатров — даже в выходные, даже на премьеру блокбастера — это подстерегающая нас объективная реальность. Времена, когда за билет в кино надо еще побороться, быстротечно уходят в прошлое. И не потому, что современный зритель охладел к «важнейшему из искусств». А потому, что кинотеатры в России открываются чаще, чем продовольственные магазины, считает Игорь Федоров, учредитель липецкой группы компаний «Киномир».

— Это действительно так важно — соблюдать баланс между численностью населения и числом кинотеатров в городе?

— В любом деле надо четко понимать, для кого и для чего ты это делаешь. Когда в 2004 году мы открывали в Липецке первый современный кинотеатр («Октябрь»), мы понимали, зачем. Наш потенциальный зритель в это время ездил в кино в соседние города и испытывал дефицит такого рода услуг. Наш первый зал был на 200 мест. Хорошие фильмы собирали аншлаг, а мы получали хорошую прибыль. Потом в городе появился «Спутник», и к ним начали ходить люди. При этом наша посещаемость не упала, потому что несколько лет прибавление зрителей опережало темпы создания кинотеатров. Впоследствии в эту тенденцию вписались «Солярис» и «Люксор». Но когда-то наступает точка насыщения. В советские времена кинотеатры возводились в городах из расчета один кинотеатр на 50 тысяч жителей. Сегодня же, как мне кажется, расчеты в этой сфере не в чести: каждый девелопер, строящий торговый центр, считает своим долгом открыть в нем кинотеатр. Понять их можно — так они рассчитывают обеспечить поток посетителей. Но это разрушает рынок.

— Когда, на Ваш взгляд, наступит эта точка насыщения?

— В каждом городе по-разному. Если взять во внимание Липецк, то, по моему искреннему убеждению, предел уже пройден. С появлением в городе мультиплекса «Молл» формирование липецкого рынка кинопоказа закончилось. В ближайшем будущем откроется еще кинотеатр «Малина», я планирую в «Октябре» закрыть нишу кинотеатра повторного фильма по недорогим билетам, и — точка. Все, что будет появляться позже, будет создавать вакуум посещаемости. Зрителей не хватит на всех. Аудитория кинотеатров вообще растет за счет молодого поколения, у которого уже в ментальности заложено раз в неделю приходить в кино. Но прирост его незначителен, потому что в 90-е годы в России был демографический коллапс.

— А после, как полагается, начнется борьба за зрителя — этап жесткой конкуренции?

— Вся проблема в том, что здесь невозможно создать какие-то выразительные конкурентные преимущества. У всех, так или иначе, идентичное оборудование. Примерно одинаковые отделочные материалы, качество проекции, звука. Релизы известны за год вперед, и сделать что-то особенное по репертуару так же невозможно: все работают в одном поле и показывают одни и те же фильмы. Остается демпинг. Но для значительного снижения цены нужны колоссальные финансовые возможности. Я не смогу ставить цену билета 80 или 50 рублей. Да, у меня будет всегда полный зал, но тогда моя окупаемость с 5 лет растянется до 20–30, и я никогда не верну вложенные деньги. Вместе с тем, мне не позволят это сделать «прокатчики», которые устанавливают минимальную «рекомендованную» цену на тот или иной сеанс.

— Но если создавать специализированный репертуар, например, показывать авторское кино? Примеры таких кинотеатров уже есть в России.

— С точки зрения бизнеса — это глупость. В нашей стране нет ни одного успешного кинотеатра, который бы работал в арт-хаусе. Это может быть спонсорством, прихотью богатого человека, но не более. Я думаю, что мы в Липецке сделаем что-то наподобие клуба кинолюбителей, но показы будут, однозначно, не частыми, и, возможно, для ограниченного круга лиц. Имиджевый ход. Кроме того, в этом сегменте кроме мизерных сборов есть и другая проблема — технического характера: где брать материал и на чем его показывать, ведь стандартное оборудование кинотеатра для этого не предназначено.

— Вы всегда можете предсказать успех того или иного фильма?

— Я бы так не сказал. Долгие годы работы в этом бизнесе, конечно, позволяют мне чувствовать зрителя лучше других. Однажды был, например, такой случай, когда мы выбирали между фильмами «Мюнхен» Стивена Спилберга и «Сволочи» Александра Атанесяна. Несмотря на критику со стороны я выбрал второе и не ошибся: отечественный фильм в 10 раз опередил по кассовости конкурента. Однако бывает, что выстреливает такой фильм, от которого первоначально не ждешь ничего особенного. В качестве примера можно отметить коммерческий успех явно «арт-хаусного» «Острова» или картины «Питер ФМ», который был снят за сущие копейки. Все не просчитаешь заранее. Истина проявляется лишь тогда, когда на конкретный фильм приходит зритель и голосует за него рублем. Зрителя не обмануть даже массированной рекламой. Вы, наверное, помните, с какой помпой выходил в прокат «Обитаемый остров»? На «Кинотавре» в Сочи для его презентации даже был специально построен кинотеатр на пляже бюджетом в 5 млн рублей, вход строго контролировался. Тогда владельцы кинотеатров впервые увидели трейлер к фильму. Презентовавшие его Эрнст и Бондарчук помпезно хвастались, что сделали «абсолютно другую реальность» — даже я поверил, что в России наконец-то сняли по-настоящему крутое кино. Но теперь-то мы знаем итог. Когда на одном из зимних кинорынков мы увидели трейлер «Аватара», вот тогда и стало ясно, что такое — настоящая «другая реальность». Вот это — миллиарды, а то, что наши режиссеры и продюсеры «Обитаемого острова» наштамповали картонных машин, списав 50 млн долларов, и потратили кучу денег на пляжные кинотеатры, это — фуфло. Причем, они были настолько жадны, что сначала отсняли огромный фильм-материал, а потом грубо разрезали его надвое, хотя я компетентно заявляю, что ни один искусственно разрезанный надвое фильм не сработал. «Параграф-78» — еще один пример. Сейчас будет третье фуфло — вторая часть «На игре». В итоге «Обитаемый остров» не собрал и 20 миллионов долларов. А если еще при этом учесть, что половину этих денег забрали кинотеатры, то можно констатировать полный провал. И этот приговор вынес ни кто иной, как сам зритель. Это — самый лучший exit-pool, который может быть.

— Известно, однако, что успех фильма также зависит от самих кинотеатров — от того, захотят ли они ставить ту или иную картину в прокат или нет.

— В условиях, когда кинотеатров становится слишком много, этот фактор не оказывает никакого существенного влияния: не покажет один кинотеатр — покажет другой. Раньше — было. Когда мы полностью контролировали рынок, я, например, не пропускал в показ фильмы Балабанова, поскольку считаю его кино провокационным и негативно влияющим на мировоззрение молодого поколения. Мы так и не показали в Липецке «Груз-200» этого режиссера, а в Воронеже в это время на картине был аншлаг. Исключение составил лишь «Морфий», однако и этот фильм шел в наших кинотеатрах ограниченным прокатом ночными сеансами. Мы также не стали показывать, например, картину «Шрам», потому что это — жесткая страшилка.

— Сейчас в Липецке работает 3 мультиплицированных кинотеатра. Пока уживаетесь?

— Пусть не сильно, но уже толкаем друг друга локтями. Несмотря на то, что открытый нами кинотеатр «Молл» еще работает не в полную силу (в частности, еще не завершены работы по подготовке VIP-зала), он уже забрал часть аудитории других кинотеатров. Не удивительно: у нас самый большой зал в городе с самым большим экраном. Для просмотра панорамных фильмов со спец-эффектами типа «Аватар», «2012» это — главное условие. По большому счету, для города с полумиллионным населением, с хорошей пошаговой доступностью, каким в данном случае является Липецк, достаточно и одного глобального мультиплекса.

— Как, на Ваш взгляд, будут развиваться события на липецком рынке кинопоказа в ближайшем будущем?

— Волна активного девелопмента в России еще не завершена, и это означает, что будут появляться торговые центры, а вместе с ними и новые кинотеатры. Я ничего не имею против — пусть пробуют. Однако при этом рассчитывать на большой зрительский поток, мягко сказать, опрометчиво. Аудитория подтянется, но не скоро. Поэтому прибыли придется ждать долго. Хотя, конечно, надежда умирает последней — были же времена, когда в Липецке на душу населения приходилось 11 посещений кино в год (всего — 5,5 млн посещений), и залы были полны всегда. Остается только дождаться возвращения этих времен.

Беседовал Евгений Крамченко

Справка: Группа компаний «Киномир» работает в Липецке с 2004 года. На сегодняшний день контролирует порядка 50% липецкого рынка кинопоказа. В группу входит 3 кинотеатра — «Октябрь», «Солярис», «Молл» (всего — около 2000 мест).

Игорь Федоров
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
X

*После отправки комментарий должен пройти модерацию

Имя

E-mail

Комментарий

Смотреть все «Новости» »
Первый баннер
Второй баннер
Третий баннер
Четвертый баннер

Sponsored content

X
Все Новости Новости Калуги Новости Обнинска Статьи Аналитика От первого лица Авторы Блоги Фоторепортаж Пресс-релизы Комментарии