☕ Новости Калуги и Обнинска
20 августа 2018

На рынке как на рынке: светлой политической памяти Т.М. Котляр посвящается

15.09.15
На рынке как на рынке: светлой политической памяти Т.М. Котляр посвящается

Эти выборы показали: тот человек, которого принято считать опорой режима и называть «ватником», путиноидом и другими "ласковыми" словами, вёл себя на выборах как нормальный западный экономически озабоченный обыватель.

Не люблю теорию политического рынка. Ту, в которой выборы рассматриваются как отношения между продавцами и покупателями: кандидаты предлагают свои электоральные товары/услуги, а избиратели покупают/голосуют за них. Предельно обезличенные отношения обмена. Массовый рынок.

Однако у этой теории есть две сильных прикладных стороны.

Во-первых, она позволяет проводить многокандидатные и многоуровневые избирательные кампании.  Сгруппировал однотипные предлагаемые товары/услуги (конечно, с их предлагателями), соответствующим образом упаковал, назвал эту упаковку «кандидаты от партии такой-то» - и вперед! Одна и та же упаковка может предлагаться на выборах трёх-четырех уровней.

Во-вторых, сейчас такой подход "преподдают" всюду, и найти полсотни выпускников разных уездных отделений по связям с общественностью и финансами разных губернских стакано-инструментальных вузов, обученных навыкам такой работы – не проблема. Работать будут, как будто всю жизнь работали на одном конвейере. Это гораздо проще, чем искать ремесленников, способных слепить штучную избирательную кампанию. Унифицирующая организационная мощь в нашем всё ещё индустриальном обществе – штука исключительно эффективная. Явно довлеющая над индивидуальной изощренностью.

Так что не удивительно, что последние выборы надо анализировать именно в рамках теории политического рынка: и поведение кандидатов было спроектировано в рамках этой теории, и поведение избирателей.

В нашем благословенном Обнинске переход от  больших многомандатных округов с возможностью ориентации на «вторую галочку» к маленьким одномандаткам здорово повлиял на, казалось бы, устоявшийся политический рынок. Покупатель был нарезан мелко и надо было предлагать ему продукты/услуги, тоже способные быть купленными в мелконарезанном виде. И при этом увязывать их с предназначенными для более крупногруппового потребления на областных выборах.

По моим наблюдениям, на этих выборах избирателям предлагалось четыре вида электоральных товаров/услуг.

1. Чисто конкретные асфальтированные дорожки, убранные дворы, новые лифты и даже внесенные в реестр дубы. С обещанием пролонгации после выборов. Главное достоинство такого предложения – его соразмерность и отдельно взятому предлагателю, и отдельно взятому потребителю. Потребитель сугубо персонально ощутил и оценил достоинства предложенного ему товара и проголосовал за столь же сугубую персону предложившего ему эти достоинства. Здесь и теперь. Нормальное поведение на массовом розничном рынке. Самое адекватное при таких правилах игры в выборы.

Такие товары/услуги предложили избирателю кандидаты от «Единой России» и кандидаты, аффилированные с ней.  Этот пакет товаров и услуг был дополнен предложением будущего – разработкой стратегии развития Обнинска. Она потребляется долго и в группе. Но областной избиратель и был нарезан куда более крупноблочно, чем городской. Получилось очень удачно. Индивидуально потребляем здесь и теперь, после чего потребляем еще и коллективно и перспективно. Потребитель доволен, что и выразилось в его покупках.

2. «Наведение порядка»  в ЖКХ – снижение тарифов, контроль над управляющими компаниями и т.п. Вроде заманчиво. Но от предыдущего пакета отличается принципиально и по предложению, и по потреблению. Потребляется он не каждым, а всеми, и по степени обращенности «к тебе лично» сильно проигрывает предыдущему.  А предложение воспринимается всерьез только в том случае, если потребитель видит за предлагающей группой шансы на 50%+1 голос в Собрании, дающий возможность  реализации услуг  после выборов. То есть предлагается он тоже группой, а не в одиночку. Но в возможность победы не верили даже сами предлагающие (кандидаты от «Справедливой России»), а уж тем паче – избиратели. Отсюда – 20-25% даже у тех «справороссов», которые при иной организации кампании могли бы по своим округам потягаться с «единороссами». Такой формат электорального предложения затачивался под два условия: многомандатные округа и желание остаться в оппозиции. Второе условие осталось, первое поменялось, и в результате формат превратился в неформат.

3. «Раки вчера, но оч-ч-чень большие». Воспоминания – замечательная вещь, но они плохо продаются везде, кроме кинотеатров (кстати, воспоминания потребляются коллективно).  Они могут тянуть на «четвёртую галочку», но выше – вряд ли. И при такой общей партийной обёртке даже те кандидаты от КПРФ, кто мог бы поиграть в конкретные дела в конкретном месте в конкретное время (то есть предложить товары/услуги первого типа), шансов на успех не имели.

4. Правозащитные услуги. Их предлагали многие кандидаты – заведомые аутсайдеры, а из заметных в городе фигур – Т.М. Котляр. Эти услуги оказались сколько-нибудь интересны лишь 2-2,5% взрослого населения Обнинска. А ведь еще во времена «Пусть они выполняют свои законы» старшие товарищи предупреждали Татьяну Михайловну, что правозащитное движение – вещь, в сущности, не политическая. Уж больно узок круг потребителей правозащитных услуг и уж больно индивидуально они потребляются.

Теперь о личном.

Когда-то давным-давно, больше 20 лет назад, мой отец назвал Т.М. Котляр «народной мстительницей». В 2003-м вокруг этой формулы мы выстроили её думскую избирательную кампанию – и получилось неплохо. И во всех предыдущих своих избирательных кампаниях она в той или иной степени эксплуатировала этот образ (не саму формулу, а именно образ). И вот теперь она решила, что за неё голосуют потому, что она оказывает правозащитные услуги. Ей захотелось быть полезной (польза ведь – категория сугубо рыночная). И все попытки указать ей, что голосуют за неё не потому, что она приносит пользу людЯм, а потому, что «это прикольно», ни к чему не привели. Какая гадость…

Политическое позиционирование «народного мстителя» - вещь принципиально не рыночная. Оно имеет чисто социальную природу, построено на непримиримости оппозиции «свой – чужой». «Нам не надо, чтобы от твоего депутатства нам было хорошо. Нам надо, чтобы от твоего депутатства им было плохо». Это героизм. А герой – вещь в хозяйстве совершенно бесполезная. Зато героическая.

Конечно, даже и при таком позиционировании шансов на городских выборах у неё было бы немного: по чисто конкретному маленькому округу любой Л.А. Березнер заведомо чище и конкретнее любой Т.М. Котляр.  А вот на областных выборах шансы были реальными.

Впрочем, теперь Татьяну Михайловну волнует другой вопрос: что хомо экономикус должен делать с трупом героя?

P.S. Эти выборы показали еще одну забавную вещь: тот самый человек, которого принято считать опорой режима и называть «ватником», путиноидом и другими ласковыми креативными словами, вёл себя на выборах как нормальный западный экономически озабоченный обыватель. Вестернизация, однако...

Филофей Гусев-Лебедев
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
X

*После отправки комментарий должен пройти модерацию

Имя

E-mail

Комментарий

Выбор редакции

Смотреть все «Новости» »
Комментарии Смотреть все Комментарии »
Первый баннер
Второй баннер
Третий баннер
Четвертый баннер

Sponsored content

X
Все Новости Новости Калуги Новости Обнинска Статьи Аналитика От первого лица Авторы Блоги Фоторепортаж Пресс-релизы Комментарии