☕ Новости Калуги и Обнинска
15 августа 2018

Околонаучные беседы: «Бизнес и предпринимательство»

23.04.12
Околонаучные беседы: «Бизнес и предпринимательство»

Странный, казалось бы, вопрос: зачем нам нужна наука экономика? Неужто со времен древних греков что-то еще осталось непознанным в этом странном мире людей и их специфических хозяйственных отношений, что, собственно, и исследует эта общественная…

Странный, казалось бы, вопрос: зачем нам нужна наука экономика? Неужто со времен древних греков что-то еще осталось непознанным в этом странном мире людей и их специфических хозяйственных отношений, что, собственно, и исследует эта общественная наука?.. А может, все дело в том, что обычному человеку, простому обывателю, вообще сложно понять, в чем практическая ценность научных открытий наших теоретиков и прочих ученых мужей от экономики, так хорошо описываемых в их многочисленных диссертациях, монографиях и иных научных трудах. Как, где и в чем можно проследить эту тонкую связь прогрессивной экономической теории и практики, чистой науки и реалий нашей с вами жизни?

К сожалению, для россиян все эти широко известные в узких кругах «достижения» отечественной экономической мысли малоизвестны, да и малоинтересны. А жаль!.. И, безусловно, основная вина за это лежит на самих ученых-экономистах, которые на самом деле оказались не готовыми и не способными за долгие годы «перестройки» и перехода к рынку сформировать, популяризировать и привить в обществе элементарную культуру экономического мышления. Тягу к научному, а не популистскому осмыслению происходящих в нашей стране социально-экономических явлений.

Например, обострившаяся в периоды недавних бурных выборов в Государственную Думу и Президента России полемика вокруг тем, связанных с российским бизнесом и предпринимательством, вдруг выявила фундаментальные пробелы нашего общегуманитарного образования. В ходе дискуссий, широко развернутых на радио, телевидении, в интернет-пространстве, да и на публичных мероприятиях, вдруг выяснилось, что в нашем обществе нет до сих пор вообще реального понимания бизнеса, как какого бы то ни было созидательного и общественно значимого процесса. Что за все годы реформ у нас так и не произошло тотальной рыночной трансформации сознания общества. Что большинству россиян по-прежнему свойственна ярко выраженная «антикапиталистическая и антирыночная» ментальность.

На мой взгляд, помимо многих других объективных причин, это закономерное следствие откровенной пассивности представителей научной элиты в вопросах экономического образования и просвещения российского общества. Смею предположить, что на самом деле оно свидетельствует о том, что многие существующие проблемы и системные ошибки либеральной модели рыночной экономики в России - неизбежное следствие сложившихся негативных и вульгарных культурологических стереотипов российского общества в восприятии такого фундаментального для капитализма явления, как бизнес.

Вообще-то, еще до начала тех же гайдаровских реформ и экспериментов по быстрому впрыгиванию страны в рынок методом «шоковой терапии» российской науке было бы совсем неплохо просветить собственных граждан в основах бизнеса и предпринимательства. А до этого и самой определиться хотя бы в правильной научной терминологии. Ну, хоть в том, что, собственно, следует называть бизнесом (коль уж это заимствованное слово), а так же правомерность отождествления бизнеса с предпринимательством.

До сих пор в классической российской научной, учебной литературе, в экономических словарях можно встретить разнообразные формулировки, где главный акцент делается на то, что бизнес - это некая деятельность, приносящая доход и направленная исключительно на извлечение прибыли.

В частности, классическое определение толкового словаря русского языка С.И. Ожегова: Бизнес - это предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль.

На самом деле, уже в самом подобном подходе трактовки бизнеса заложен ряд противоречий.

Во-первых, - «деятельность, приносящая доход, прибыль».

Определимся сразу, что доход (или, точнее, выручка) - это деньги или иные материальные ценности, получаемые от предприятия или от какой-либо деятельности. Договор о выполнении подобной деятельности - это сделка. Те денежные (или материальные) средства, которые идут на обеспечение такой деятельности, принято называть расходом, издержками или затратами. Под прибылью же понимается положительная разница между доходом и расходом. Соответственно, отрицательная разница называется убытком. Таким образом, получается, что классическое определение бизнеса не допускает получение убытка от хозяйственной деятельности.

И, соответственно, не в полной мере раскрывает сущность бизнеса и не может быть понято однозначно.

В качестве примера несуразности и однобокости подобного подхода можно привести случай с многолетней (с 2004-2009гг.) отчетной убыточностью и последующим банкротством крупнейшего американского автоконцерна «General Motors». Гигант мировой индустрии, производящий и реализующий миллионы автомобилей и автокомплектующих по всему миру, имеющий глобальную сеть собственных производств, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и учебных центров. Компания, входящая в стратегические альянсы и имеющая корпоративные связи с европейскими, американскими и азиатскими ТНК, банками и иными финансовыми институтами и т.д., по логике данных рассуждений занимается последние пять лет чем угодно, но только не бизнесом.

 Во-вторых, - «предпринимательская деятельность».

Часто употребляемая синонимизация терминов «предпринимательство» и «бизнес», казалось бы, вполне уместна. Это давно вошедшая в наш лексический оборот практика отождествления.

Но правильно ли это? Нет ли тут подмены понятий? И, главное, - не в этом ли смысловом противоречии кроются реальные первопричины нашего искаженного представления (и, как следствие, - негативного отражения в сознании российского общества) истинного значения и места такого явления, как бизнес?

Даже поверхностный анализ этимологии слов «бизнес» и «предпринимательство» указывает на некорректность (а, по мнению автора этого текста, и на недопустимость) их взаимозаменяемости в научной и, тем более, в учебной литературе (т.е., в литературе призванной формировать мировоззрение людей).

Бизнес – заимствованное слово от Business (англ.) дело. Соответственно, бизнесмен (businessman) - это деловой человек (семантическое значение - человек дела, созидающий человек, человек - творец).

Предпринимательство Entrepreneurship (англ.). Наиболее часто встречаемый вариант - Enterprise англ.): предпринимательство, предприимчивость, смелость, инициатива.

Действительно, очень близкие и схожие понятия. Но на самом деле в английское Entrepreneurship заимствовано из французского языка. Слово Entrepreneuriat (антрепренерство) - понятие, введенное в научный оборот Ричардом Кантильоном в начале XVIII века, и означающее любую деятельность, связанную с риском. В подобном подходе нет противоречий - сложившиеся в традиционных и аграрных обществах представление о предпринимательстве, как о рискованном деле, было столь широким, что включало не только торговое дело, но и военные походы, насильственное присвоение, разбои, мошенничество и пиратство. И действительно, логика здесь очевидна – вся эта деятельность напрямую связана с риском. При этом Кантильон рассматривал предпринимательский доход как плату за подобные риски.

Аналогичные взгляды на природу предпринимательства можно найти и в более ранний период - в суждении Аристотеля о «мореплавании», как о рыболовстве и пиратстве, которые необходимы в качестве источников пропитания. Вообще же словом «пейратес» греки называли мужчин, которые в поисках приключений и добычи отправляются в далекие рискованные странствия по морю. Так, в «Сказании об аргонавтах», где переплелись многие морские легенды античного мира, хорошо видно, что Ясон и его спутники без малейших колебаний занимаются морским разбоем, грабят население прибрежных городов. Сама морская торговля периода эллинизма никак не отделима от пиратства: военный корабль, пиратский корабль и торговый корабль – это одно и то же судно. В дальнейшем подобная предпринимательская практика характерна и для других морских кочевников – «викингов» (на старонорвежском слово «викинг» означает «пират»). Морская торговля и разбой объединены в хозяйственной деятельности народов Скандинавских стран в период VII –XI вв. Да и нынешние сомалийские пираты XXI века – это не специально подготовленные террористы и бандиты. Это местные рыбаки, что в дополнение к своему основному занятию, ловле рыбы, грабят и берут в заложники иностранные суда. Данный пример свидетельствует об эволюционной неизменности традиционных проявлений подобной предприимчивости.

Таким образом, критерий риска всегда остается доминирующим при оценке предпринимательства. Но при этом необходимо отличать риск обдуманный, рациональный и оправданный от авантюрного, мошеннического и преступного.

Взгляды на то, что следует считать добропорядочной, а что недобросовестной хозяйственной деятельностью, также менялись со временем. В колониальный период первоначального накопления капитала, помимо пиратства, процветала работорговля и конфискация земель туземного населения. Все эти формы предпринимательства считались вполне допустимыми и нормальными для стран-метрополий. Тем не менее, стремление получить возможно большую предпринимательскую выгоду всегда подталкивало на риск, граничащий с авантюрой, который, как правило, заканчивался не только нарушением существующих законов, но и полным отказом от каких бы то ни было морально-этических норм, религиозных и культурных установлений.

В связи с этим не потеряло своей актуальности образное высказывание К. Маркса о роли нормы прибыли в предпринимательской деятельности, которое содержится в его труде «Капитал»: «Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».

Таким образом, предпринимательскую деятельность можно считать бизнесом, если она отвечает следующим основным параметрам:

1.Результат такой деятельности - созданное экономическое благо (реальная добавленная стоимость). Мотивация подобной деятельности - получение прибыли.

Сама идея бизнеса основана на создании добавленной стоимости, т.е., создании некой дополнительной ценности для потребителя (клиента), за которою от готов и будет платить деньги (или иные ценности).

Таким образом, бизнес является основой воспроизводственных процессов в экономике.

2. Получение дохода, прибыли должно быть стабильным: бизнес - это продолжительная деятельность, а не однократная сделка.

Повторяемость и цикличность процессов – основа экономической деятельности. Временной фактор – один из ключевых параметров экономических расчетов, который закладывается для обоснования окупаемости и эффективности бизнес-проектов, ориентированных на получение стабильной, а не разовой прибыли.

Краткосрочность, спекулятивность, однократность и как следствие, высокий уровень рисков – это признаки предпринимательства.

3. Это законная деятельность: незаконное, несправедливое, не благоприобретённое с позиции формального и неформального права получение любого предпринимательского дохода не может считаться бизнесом. Бизнес – это источник общественно необходимых экономических благ, т.е., деятельность, которая приносит только пользу обществу и отдельным его элементам.

С этих позиций становится очевидным, что та же теневая криминальная экономическая деятельность (такая, как коррупция, мошенничество, торговля оружием, наркотиками, проституция, работорговля, «крышевание» и т.д.) – это предпринимательство в его классическом виде.

Вообще, правовой подход вполне оправдан при определении субъектности бизнеса и предпринимательства. Так, внелегальность предполагает наличие таких специфических видов предпринимательских рисков (бандитский рэкет, рейдерство, незарегистрированная собственность и имущество, порча или утрата которой не защищена хозяйственным правом и пр.), которые практически полностью исключены или наименее значимы при осуществлении законных видов хозяйственной деятельности, т.е. бизнеса.

Подводя итоги, можно сделать предварительное заключение: изначальная сущность предпринимательства, как деятельности, связанной с любыми видами рисков, во многом не соответствует распространённому в российском обществе представлению о его полном сходстве с бизнесом.

Бизнес, в отличие от традиционной трактовки предпринимательства, необходимо рассматривать лишь как созидательную практику хозяйствования, осуществляемую в соответствии с единой системой ценностей современного общества. Социальная ответственность, творческая и деловая активность заложена в самой его экономической природе. Понимание прикладного характера бизнеса, его созидающего начала, соответствующего интересам развития и прогресса общества, во многом позволит расширить сложившиеся представления о нем, как о предпринимательском своекорыстном эгоизме, ориентированном на извлечении прибыли любой ценой

Дмитрий Ломсадзе
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
X

*После отправки комментарий должен пройти модерацию

Имя

E-mail

Комментарий

Смотреть все «Новости» »
Первый баннер
Второй баннер
Третий баннер
Четвертый баннер

Sponsored content

X
Все Новости Новости Калуги Новости Обнинска Статьи Аналитика От первого лица Авторы Блоги Фоторепортаж Пресс-релизы Комментарии