☕ Новости Калуги и Обнинска
19 ноября 2018

Перечитываем Чехова: «Вишнёвый сад» как символ сиюминутного Обнинска

19.08.18  13:38
Перечитываем Чехова: «Вишнёвый сад» как символ сиюминутного Обнинска

«Прежде у нас на балах танцевали генералы, бароны, адмиралы, а теперь посылаем за почтовым чиновником и начальником станции, да и те не в охотку идут».

«Вся Россия наш сад.
Земля велика и прекрасна,
есть на ней много
чудесных мест».

 

Вот как-то такие ощущения…

С Обнинском – мне всё ясно, и аналогии тут прямые: был милый, тихий, зелёный уютный город. Город учёных. Не «наукоград» - термин, ныне уже не особо понятный, и не особо применимый в Обнинску, а действительно город учёных. Таким я его помню.

Сейчас, стараниями многочисленных властей, «созидателей» и «бизнесменов, местных и неместных – ну, вы понели. 

  • «Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву. Занавес».

Но – я вдруг задумался о ролях в этой пиесе, вполне понятно почему заявленной, как комедия. Я тоже не люблю людей…

Кто у нас в Обнинске Лопахин – это понятно.

  • «Лопахин. Я вас каждый день учу. Каждый день я говорю все одно и то же. И вишневый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее — аукцион на носу! Поймите! Раз окончательно решите, чтоб были дачи, так денег вам дадут сколько угодно, и вы тогда спасены».

Аня и Варя – тоже весьма очевидные аналогии.

  • «Варя (испуганная). Я уйду... я уйду... Ах, мамочка, дома людям есть нечего, а вы ему отдали золотой».

И даже Петя Трофимов.

  • «Трофимов. Мы вчера говорили долго, но ни к чему не пришли. В гордом человеке, в вашем смысле, есть что-то мистическое. Быть может, вы и правы по-своему, но если рассуждать попросту, без затей, то какая там гордость, есть ли в ней смысл, если человек физиологически устроен неважно, если в своем громадном большинстве он груб, неумен, глубоко несчастлив. Надо перестать восхищаться собой».

  • «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину. У нас, в России, работают пока очень немногие. Громадное большинство той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно».

  • «Называют себя интеллигенцией, а прислуге говорят «ты», с мужиками обращаются как с животными, учатся плохо, серьезно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало. Все серьезны, у всех строгие лица, все говорят только о важном, философствуют, а между тем у всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати, по сорока в одной комнате, везде клопы, смрад, сырость, нравственная нечистота... И, очевидно, все хорошие разговоры у нас для того только, чтобы отвести глаза себе и другим».

И даже понятно, о ком это он, Петя Трофимов…

А вот какая роль в этой комедии более подходит для обнинских городских властей? В частности, для моих лучших друзей ВВШ и ЛАБ?

ВВШ, как мне кажется, это – «гувернантка Шарлотта Ивановна, странная и эксцентричная особа». «Гостей развлекает своими фокусами Шарлотта Ивановна».

  • «Шарлотта (в раздумье). У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая. Когда я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления, очень хорошие. А я прыгала salto mortale и разные штучки. И когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить. Хорошо. Я выросла, потом пошла в гувернантки».

  • «Эти умники все такие глупые, не с кем мне поговорить... Все одна, одна, никого у меня нет и... и кто я, зачем я, неизвестно...».

  • «Шарлотта. Тасуйте теперь колоду. Очень хорошо. Дайте сюда, о мой милый господин Пищик. Ein, zwei, drei! Теперь поищите, она у вас в боковом кармане...».

Пищик тут, это, разумеется, уважаемые господа из здания на Старом Торге, д.2.

  • «Пищик (удивляясь). Вы подумайте! Очаровательнейшая Шарлотта Ивановна... я просто влюблен...».

А ЛАБ, несомненно, Гаев. Тут просто не может быть иной аналогии.

  • «Гаев. Ярославская тетушка обещала прислать, а когда и сколько пришлет, неизвестно…»

  • «Гаев. Во вторник поеду, еще раз поговорю. (Варе.) Не реви. (А не.) Твоя мама поговорит с Лопахиным; он, конечно, ей не откажет... А ты, как отдохнешь, поедешь в Ярославль к графине, твоей бабушке. Вот так и будем действовать с трех концов — и дело наше в шляпе. Проценты мы заплатим, я убежден... (Кладет в рот леденец.) Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! (Возбужденно.) Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!»

И, разумеется, бессмертное:

  • «Гаев. Да... Это вещь... (Ощупав шкаф.) Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания»…

…или всё-таки ВВШ – Фирс?

  • «Фирс. Они были у нас на Святой, полведра огурцов скушали... (Бормочет.)».

  • «Фирс (чистит щеткой Гаева, наставительно). Опять не те брючки надели. И что мне с вами делать!»

- тут, последнее, если Гаев = ЛАБ, вообще 110% попадание.

И, конечно же:

  • «Фирс (подходит к двери, трогает за ручку). Заперто. Уехали... (Садится на диван.) Про меня забыли... Ничего... я тут посижу...»

Ах, зачем нельзя совместить эти две роли…

И Обнинск:

  • «Декорация первого акта. Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чувствуется пустота. Около выходной двери и в глубине сцены сложены чемоданы, дорожные узлы и т. п. Налево дверь открыта, оттуда слышны голоса Вари и Ани. Лопахин стоит, ждет. Яша держит поднос со стаканчиками, налитыми шампанским. В передней Епиходов увязывает ящик. За сценой в глубине гул. Это пришли прощаться мужики. Голос Гаева: «Спасибо, братцы, спасибо вам».

«Вишнёвый сад», комедия…

Игорь Беккер
Конституционный консерватор и ретроградный Мракобес, враг прогресса и демократических идеалов
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
X

*После отправки комментарий должен пройти модерацию

Имя

E-mail

Комментарий

Главная тема
Выбор редакции

Статьи

+
...и еще материалы

Пресс-релизы

Первый баннер
Второй баннер
Третий баннер
Четвертый баннер

Sponsored content

X
Все Новости Новости Калуги Новости Обнинска Статьи Аналитика От первого лица Авторы Блоги Фоторепортаж Пресс-релизы Комментарии