☕ Новости Калуги и Обнинска
24 марта 2019
Великолепная русская живопись в Воронеже

Александр Изгаршев. Великолепная русская живопись в Воронеже

24.09.18  13:39
Великолепная русская живопись в Воронеже

Прогулки по воронежскому областному художественному музею им. И.Н. Крамского.

Коротко – коллекция воронежского музея им. Крамского не очень большая. Но, что называется, подобрано со вкусом. Любителям живописи там есть, что посмотреть и чем насладиться.

Постоянная экспозиция – два этажа. Картин, повторюсь, не особо много – но: Дюрер, Остендорфер, Рейсдал, Питер Клас, Коровин, Куприн, Репин, Головин, Грабарь, Крамской, Клевер, Айвазовский, Юон, Яковлев, Архипов, Борисов-Мусатов и ещё, и ещё… Каждое имя – жемчужина русской и мировой живописи.

Но есть и особый изюм – великолепные Мастера, великолепная живопись, которую, увы, не часто можно увидеть даже в Москве. Имена и произведения искусства – не очень широко известные уважаемой публике ан масс.

Воронежский музей имени Крамского даёт нам эту возможность.

Чуть подробнее:

Сергей Михайлович Романович (1894—1968, Москва) — русский и советский художник, писатель и философ.

Родился 11 сентября (29 августа) 1894 года в Замоскворечье, в семье Михаила Михайловича Романовича — инспектора по надзору за домами для сирот ведомства императрицы Марии Фёдоровны. Романовичи были наследственными священниками, только Михаил Михайлович поступил на государственную службу. Мать — Ненсберг Софья Александровна, шведка по отцу (лейб-медику).

В 1909 году поступил на живописное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, которое закончил в 1918 году. Там он учился у Н. Касаткина, А. Архипова, К. Коровина и других мастеров. Подружившись с Михаилом Ларионовым, был в 1912—1914 годах членом художественного объединения «Лучисты и будущники», участвовал в их выставках («Мишень» — 1913 год, «№ 4» — 1914 год).

В 1914 году он записался добровольцем в армию.

В 1918 — 1920 годах преподавал в изостудии московского Пролеткульта, в 1920 — 1928 годах (с перерывами) — в воронежском отделении Вхутемаса, в 1922—1923 годах — в московском Вхутемасе, с 1929 года — на рабфаке искусств, в Архитектурно-строительном институте, декоративном отделении Московского высшего художественного-промышленного училища (бывшее Строгановское) «с перерывами». В 1921—1926 годах — активный член объединения «Маковец».В 1928 году вступил в «Общество московских художников» (ОМХ). В 1932 году был командирован на Русский Север, в 1938 году — в Среднюю Азию, в 1938 — 1939 годах — в Азербайджан. В 1935—1948 годах работал в мастерской монументальной живописи Академии архитектуры СССР. Им был выполнен ряд работ в жанре монументальной росписи.

Основная часть работ, созданных художником, посвящена античной и христианской темам, которые он разрабатывал в течение всей своей жизни. После войны почти не экспонировал свои произведения, зарабатывая на жизнь монументальными заказами. В 1995 году работы художника были показаны на его ретроспективной выставке, в Русском музее (Санкт-Петербург), а затем в Третьяковской галерее в Москве.

В 2003 г. в Третьяковской галерее прошла научная конференция, посвящённая творчеству художника. Работы С. М. Романовича получали высокую оценку историков искусства:

«…В искусстве Романовича поражает его последовательность, настойчивость обращения к труднейшим художественным задачам, и главное, удивительная этическая красота. У Романовича духовная живопись. Великолепное мастерство, которым он владеет, он отдает человеку, возвышая его. Открывая в нём высокую красоту и внутреннюю силу. Не сомневаюсь в том, что придет время, когда имя Романовича станет широко известно.» Дмитрий Сарабьянов. «…Картины и графика С. М. Романовича — это прекрасное искусство, которое должно поступить в наши лучшие музеи. Я уверен, что это рано или поздно произойдет.»

Умер в Москве 21 ноября 1968 г. Похоронен на Даниловском кладбище.

Пётр Александрович Нилус (1869—1943) — живописец, художественный критик, писатель.

Родился в родительской усадьбе Бушены в Подольской губернии. Его дед был генералом — участником войны 1812 года.

С 1876 года Пётр Нилус жил в Одессе, учился в Реальном училище Святого Павла. В 6 классе, по предложению своего учителя Г. Ладыженского, который только что закончил Петербургскую Академию художеств, Нилус поступил в Одесскую рисовальную школу: на протяжении 1883—1889 годов его преподавателем был К. Костанди, а другом — Евгений Буковецкий. С 1889 года продолжил обучение в Санкт-Петербургской Академии Художеств у Ильи Репина, который рекомендовал молодому художнику побыстрее начать выставочную деятельность и вернуться в родной город где мощно заявило о себе Товарищество Южнорусских художников.

В Одессе Нилус стал одной из центральных фигур местного художественного сообщества; с 1890 года принимал участие в выставках Товарищества, с середины 1890-х годов был его секретарём, вместе с Буковецким в 1894 году составил устав Товарищества. Нилус не терял связи с выставочной жизнью столицы: с 1891 года он был экспонентом, а с 1899 — членом Товарищества передвижных художественных выставок. Летом 1898 года в Одессе состоялось знакомство Нилуса с И. А. Буниным.

В 1890-е годы он писал главным образом жанровые картины на общественно-значимые темы. Об этом времени П. А. Нилус вспоминал: «Был правоверным передвижником целых 13 лет. Затем началась эволюция от крайнего реализма к индивидуализму». В первом десятилетии XX века, после зарубежных поездок и знакомства с новым современным искусством, художник отошёл от бытового жанра и социальной проблематики, отдавая предпочтение пейзажу и импрессионистической живописной манере. Следующий период в творчестве Нилуса — «символико-романтический» или «ретроспективный»: художник писал галантных кавалеров и дам, прогуливающихся в парках или встречающих рассвет. В 1915 году в Одессе состоялась его персональная выставка. И. Е. Репин писал И. А. Бунину: «Нилус, наш художник прекрасный, — ах, если бы мне его краски!»

Революцию 1917 года П. А. Нилус принял благосклонно, но вскоре это отношение изменилось. С приходом отрядов Добровольческой армии А. И. Деникина он поддержал их серией антибольшевистских плакатов. В 1919 году вынужден покинуть страну. С 1923 года жил в Париже — в одном доме с И. А. Буниным, который называл своего друга, Петра Нилуса, поэтом живописи и посвятил ему одно из самых проникновенных своих стихотворений «Одиночество». В период эмиграции прошло 11 его выставок — в Софии, Белграде, Загребе, Вене, Париже.

В 1930-е годы Нилус отошёл от символико-романтических сюжетов, которые пришлись по душе французской публике. Основными в его творчестве стали виды городов, пейзажи французской провинции, натюрморты, которые он создавал своеобразными сериями. Особую известность получила так называемая «белая серия», а среди живописцев выражение «белое Нилуса» стало нарицательным.

Умер в оккупированном Париже; похоронен на кладбище Банье.

В 1995 году значительная часть творческого наследия художника парижского периода — 73 произведения живописи, графики, а также личные вещи, фотографии, письма, выставочные каталоги — по решению падчерицы живописца, В. Л. Голубовской, были переданы из Парижа в Воронеж для Художественного музея им. И. Н. Крамского и литературного музея (для будущего музея И. А. Бунина).

Елена Андреевна Киселёва (1878—1974) — русская и югославская художница.

Родилась 15 (27) октября 1878 года в Воронеже, дочь математика Андрея Петровича Киселёва (1852—1940). Училась в Воронежской рисовальной школе у Л. Г. Соловьёва, затем окончила с золотой медалью местную Мариинскую гимназию.

В 1896 году поступила на математический факультет Бестужевских курсов в Петербурге, но в 1898 году оставила курсы и поступила в Императорскую Академию художеств.

С 1900 года Киселёва занималась в мастерской И. Е. Репина, в 1903 году была привлечена им к работе над диорамой «Ассамблея при Петре I» (совместно с Е. М. Малешевской, к 200-летию Петербурга). В 1907 году Киселёва получила звание художника и заграничное пенсионерство за картину «Невесты. Троицын день». В 1908—1910 годах жила в Париже, посещала академию Р. Жюльена; в 1911 году путешествовала по Италии.

Участвовала в российских выставках: отчётных академических (1904, 1907), Весенних в залах ИАХ (1906, 1907, 1909, 1910), Нового общества художников (1906, 1910, 1912/1913), МТХ (1911), СРХ (1910—1917), «Современный русский женский портрет»), а также в международных в Мюнхене (1909) и Риме (1911). В 1910 году первой из женщин стала членом Общества архитекторов-художников. Неоднократно получала премии конкурса им. А. И. Куинджи.

После Октябрьской революции, в 1917—1920 годах, жила в Одессе. В феврале 1920 года эмигрировала в Королевство СХС, где её новый муж получил работу в Белградском университете. В 1926 году они получили югославское подданство. Семья была обеспеченной, жила в собственном особняке.

В 1920—1930-е годы Киселёва продолжала изредка писать портреты, городские и сельские пейзажи, а также декоративные панно и иконы. Была участницей выставок в Белграде: Общества русских художников в Королевстве СХС (1928), Большой выставке русского искусства (1930), Русского художественного общества (1933); ретроспективной выставки русской живописи в Праге (1935).

В годы Второй мировой войны (1942) её единственный сын с женой были арестованы и отправлены в немецкий концлагерь. В 1944 году, вскоре после возвращения из лагеря, сын умер. Написав «Портрет сына на смертном одре», Елена Андреевна Киселёва навсегда оставила занятия искусством.

Умерла 8 июля 1974 года в Белграде.

В середине 1960-х годов воронежские искусствоведы завязали с Е. А. Киселевой переписку и в 1969 году в Воронеже состоялась выставка 50 её работ, приуроченная к 90-летию Киселевой. Воронежский художественный музей приобрел ряд работ из частных собраний и несколько картин получил от художницы в дар. В 1974 году в музее был организован отдельный зал, где экспонировалось около 30 работ Киселёвой.

C 17 декабря 2016 года по 12 марта 2017 года Музей русского импрессионизма проводит первую в Москве выставку-ретроспективу Елены Киселёвой «Элегантный век».

Вот как-то так…

Кроме того, как обычно – немного фотографий для общего представления о том, что именно вас ожидает в воронежском художественном музее им. Крамского и почему не грех только ради оного посетить Воронеж. (А Воронеж обязательно стоит посетить ещё по тысяче и одной причине – я гарантирую это! Но об этом не сейчас.)

Единственно – капля дёгтя в эту огромную бочку мёда: развеска работ. Она, увы, далека от современных стандартов а-ля венская «Альбертина» или Главный Штаб, Эрмитаж, Санкт-Петербург. Поэтому – чтобы увидеть некоторые работы – приходится повертеться изрядно, а уж чтобы качественно сфотографировать – и речи нет.

Поэтому – что вышло, то вышло. Но, имхо, общее впечатление таки составить можно. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского – уютен, прекрасен, богат коллекцией и однозначно рекомендуем к посещению самим Александром Валерьевичем Изгаршевым.

 

P.S. Биографии Е.А. Киселёвой, П.А.Нилуса и С.М.Романовича – Википедия. Главная фотография - работы Е.А. Киселёвой.

Великолепная русская живопись в Воронеже-0Великолепная русская живопись в Воронеже-1Великолепная русская живопись в Воронеже-2Великолепная русская живопись в Воронеже-3Великолепная русская живопись в Воронеже-4Великолепная русская живопись в Воронеже-5Великолепная русская живопись в Воронеже-6Великолепная русская живопись в Воронеже-7Великолепная русская живопись в Воронеже-8Великолепная русская живопись в Воронеже-9Великолепная русская живопись в Воронеже-10Великолепная русская живопись в Воронеже-11Великолепная русская живопись в Воронеже-12Великолепная русская живопись в Воронеже-13Великолепная русская живопись в Воронеже-14Великолепная русская живопись в Воронеже-15Великолепная русская живопись в Воронеже-16Великолепная русская живопись в Воронеже-17Великолепная русская живопись в Воронеже-18Великолепная русская живопись в Воронеже-19Великолепная русская живопись в Воронеже-20Великолепная русская живопись в Воронеже-21Великолепная русская живопись в Воронеже-22Великолепная русская живопись в Воронеже-23Великолепная русская живопись в Воронеже-24Великолепная русская живопись в Воронеже-25Великолепная русская живопись в Воронеже-26Великолепная русская живопись в Воронеже-27Великолепная русская живопись в Воронеже-28Великолепная русская живопись в Воронеже-29Великолепная русская живопись в Воронеже-30Великолепная русская живопись в Воронеже-31
Александр Изгаршев
Больше не «политтехнолог», ибо в современной России это уже практически синоним слова «Жулик». Не «журналист», просто иногда пишет что-то. Почетный Пенсионер нашего раёна.
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
X

*После отправки комментарий должен пройти модерацию

Имя

E-mail

Комментарий

Новости партнеров
Новости Калуги и Обнинска
Комментарии Смотреть все Комментарии »

Пресс-релизы

5 баннер
6 баннер
7 баннер
8 баннер

Sponsored content